Колер для дерева: приготовление колерованного лака, масла и пропитки

Колер для дерева: приготовление колерованного лака, масла и пропитки

Вся прелесть древесины заключается в том, что она превосходно выглядит сама по себе, достаточно только проявить ее текстуру. Колер может использоваться для того, чтобы получить нужный оттенок. Иногда, например, светлую древесину нужно слегка затемнить, именно в такой ситуации и пригодится колер.

Дерево обработано колерованным маслом

Разбираемся в терминах

Колеровка лака для дерева (а также морилки, пропитки и прочих средств) означает постепенное добавление красителя до тех пор, пока он не приобретет нужный оттенок. То есть колер – краситель, который постепенно добавляется в раствор.

Обратите внимание!
Под каждый тип средств для обработки дерева следует применять свой тип колера.
В противном случае он может просто не раствориться при перемешивании, в результате получим суспензию, которая для обработки использоваться не может.

Что касается того, какой именно колер выбрать, то рекомендуется придерживаться карты цветов при его покупке. Также не лишним будет знать, что колер, в котором используются органические пигменты, не отличается особой стойкостью к свету. Поэтому для наружных работ лучше использовать колер, в котором использовались неорганические пигменты.

На фото – карта цветов для подбора нужного оттенка

Оттенок колера насчитать можно несколько сотен, одни только распространенные виды колеровки деревянных лестниц включают порядка 50-100 оттенков. Но если вдруг палитры цветов не хватит, то всегда можно смешать 2 разных цвета и получить свой оттенок.

В этом случае рекомендуется сначала поэкспериментировать с небольшим объемом колера и опробовать получившийся колерованный лак или морилку на ненужном кусочке древесины. Признаком того, что все прошло хорошо можно считать гладкую поверхность после высыхания, отсутствие потеков и равномерность окраски.

Для начала нужно опробовать колерованный лак или морилку на кусочке дерева

Как правильно колеровать

В двух словах инструкция по колеровке заключается в том, что краситель потихоньку добавляется в морилку, краску и т.д, после чего она просто тщательно перемешивается. Краситель добавляется постепенно и когда жидкость достигнет нужного оттенка можно переходить к обработке дерева. Тем не менее, есть и ряд нюансов, в зависимости от того, что нужно приготовить – лак, морилку или краску для дерева .

Приготовление колерованного лака

Основное назначение обработки – создать на поверхности древесины прочную пленку, после высыхания лака она будет защищать древесину от проникновения в нее влаги, также проявляется текстура. Колерованный лак для дерева отличается от обычного тем, что после обработки не просто проявляется текстура древесины, но еще и происходит окрашивание в соответствующий оттенок.

Иногда даже именитые производители могут допускать ошибки в карте цветов, так что есть смысл озаботиться приготовлением лака нужного оттенка своими руками. Красители обычно продаются в тех же магазинах, что и сами средства для обработки древесины. Можно даже попытаться договориться с оператором колеровочной машины и колер могут отлить в вашу емкость. Это просто идеальный вариант, но тут все зависит от настроения сотрудников.

Нужный колер можно получить у оператора колеровочной машины

Можно попытаться выполнить колеровку и с помощью подручных средств. Например, встречаются упоминания об успешном опыте добавления в акриловый лак водной морилки (своего рода колер для лака по дереву). Полученный на выходе раствор достаточно бледный (даже при высокой концентрации морилки), так что подойдет в случаях, когда сильное затемнение не нужно.

Что касается процесса обработки деревянного изделия, то рекомендуется придерживаться такой последовательности:

  • поверхность тщательно шлифуется , непосредственно перед нанесением слоя лака нужно протереть поверхность, чтобы удалить пыль;

Поверхность должна быть идеально гладкой

  • затем наносится первый слой колерованного лака ;

Обратите внимание!
Покрывается лаком сразу все изделие, ни в коем случае не рекомендуется разбивать поверхность на участки.
Если готовить следующую порцию лака потом, то вряд ли удастся получить тот же оттенок, а разница будет заметна.

  • колеровка дерева выполняется как минимум в 2 слоя . Но если поверхность достаточно пористая, а сам лак получился не очень насыщенного цвета, то число слоев можно увеличить и до 3-4;
  • последний слой рекомендуется сделать бесцветным .

Колерованное масло и пропитки

В случае с маслом для пропитки дерева колер также может использоваться.

  • обычные масляные краски . Их можно смешивать при комнатной температуре;
  • также можно гуашь , но, чтобы вода не мешала процессу придется смесь подогреть, вода испарится;

Для колерования масла можно использовать гуашь

  • в прошлом люди использовали и такие красители как обычная зола . Например, колеровка масла для дерева золой позволит достичь темно-серого либо даже черного цвета, все зависит от концентрации красителя. Также может использоваться и сажа, цветная глина и прочие природные материалы;

Темный цвет можно получить смешав с маслом сажу или золу

  • если приобрести сухой колер и смешать его с маслом, то получим аналог покупной масляной краски . Так как цена их сравнима, то нет смысла возиться с перемешиванием масла и красителя, проще просто купить краску.

Следует помнить, что при работе с маслом слишком большая концентрация красителя дает более насыщенный цвет, но вот свойства масла теряются. То есть оно уже не так хорошо защищает дерево от влаги и со временем покрытие нужно будет обновить. Так что колер для масла по дереву нужно добавлять с оглядкой на баланс между свойствами масла и насыщенностью цвета.

В случае с пропитками цвет после обработки обычно вторичен, но и на этом этапе можно добиться того, чтобы дерево приобрело благородный вид. Если обрабатывается часть конструкции, которую видно не будет, то в раствор можно добавить оксид железа, просто для того, чтобы было видно, какая часть обработана, а какая нет.

Оксид железа даст яркий рыжий цвет древесины

Читайте также:  Как реставрируют мебель из дерева?

Колеровка пропитки для дерева может выполняться для имитации красного или любой другой благородной древесины. В качестве красителей используются пасты YF, GO, KFи коалесцент. По массе концентрация этих веществ суммарно не дотягивает до 4% от массы пропитки. Но вот изменение концентрации даже на доли процентов дает спектр цветов от камуфляжного зеленого до цвета черного шоколада, так что просто для экспериментов безграничен.

Подведение итогов

Колерование лаков, масел и пропиток для дерева – процесс творческий, а потому очень увлекательный. Регулируя концентрацию красителя в составе жидкости или масла для обработки дерева, можно добиться практически любого оттенка. В результате даже простенькая сосна выглядит после обработки изысканно.

На видео в этой статье показан пример использования акрилового лака, колерованного обычной морилкой на водной основе.

Колеруем воск для дерева. Цветной или бесцветный?

Какой бы качественной не была древесина, она нуждается в дополнительной защите. Натуральный материал подвержен воздействию окружающей среды, что сказывается на сроке его эксплуатации. Наиболее эффективный метод защиты – вощение.

Восковые покрытия выполняют не только защитную, но и эстетическую функцию. При правильном выборе и грамотном нанесении они способны красиво освежить внешний вид дерева. Кроме того, восковые составы эффективно маскируют ряд поверхностных дефектов.

  1. Бесцветный воск для дерева: особенности и преимущества
  2. Цветной воск для дерева: правила колеровки
  3. Темный воск для дерева: секреты применения
  4. Актуальные оттенки восковых составов
  5. Цветной воск для дерева: правила нанесения

Бесцветный воск для дерева: особенности и преимущества

Во время пропитки древесного материала восковой состав аккуратно заполняет все поры и трещины. Средство очень хорошо впитывается, при этом на поверхности остается ультратонкая пленка, которая защищает дерево от механических повреждений и воздействий химических моющих средств.

Бесцветным воском для дерева могут обрабатываться напольные и настенные покрытия, предметы мебели и декора. После нанесения поверхность приобретает более насыщенный контраст между слоями дерева. Естественный цвет становится на тон темнее, а древесный рисунок кажется более выразительным.

” >
Фото 1. Твердый воск для дерева

Когда можно применять бесцветный воск:

  • Для обработки однородного покрытия, которое изготовлено из одной породы дерева. Такая поверхность не нуждается в корректировке внешнего вида, поэтому воск выполняет лишь вспомогательную функцию.
  • Для оформления интерьера в натуралистических оттенках. При помощи бесцветных составов удается подчеркнуть естественную красоту дерева, не меняя его природный оттенок.
  • Для создания акцента на древесном рисунке. Узор вощеной древесины выглядит очень выразительно.
  • В качестве финишного воска для дерева, который наносится после предварительной обработки цветными покрытиями.

Способ нанесения зависит от типа средства. Восковые составы более густые, поэтому для равномерного распределения по поверхности их рекомендуется наносить при помощи синтетической кисти средней жесткости. Такой способ обработки позволяет добиться равномерного распределения. При этом очень важно соблюдать тепловой режим. Температура воска не должна превышать +20 – +25 градусов. В противном случае на поверхности могут образоваться участки потемнения.

” >
Фото 2. Воск от Teknos

Бесцветный воск для дерева на основе масла более простой в применении. С жидковатым составом отлично справится любая кисть и даже валик.

Цветной воск для дерева: правила колеровки

Для цветной отделки древесины можно применять разноцветные восковые покрытия. При этом не обязательно приобретать уже готовый состав. Воск хорошо колеруется при помощи универсальных пигментных паст. Использование пигмента помогает добиться разной насыщенности и интенсивности тона. Комбинация нескольких оттенков дает возможность создавать красивые сложные цвета.

” >
Фото 3. Цветной пигмент для колеровки

Колеровка цветного воска для дерева имеет несколько особенностей. Нужно строго контролировать концентрацию пигмента, чтобы красящее средство не повлияло на эксплуатационные характеристики воскового состава. Максимальное содержание пигментной пасты должно составлять не больше 15% от общего объема воска. При использовании качественных пигментов такого объема достаточно для достижения интенсивного тона.

Темный воск для дерева: секреты применения

Такие покрытия подходят как для оформления интерьера, так и для отделки отдельных декоративных элементов. Они эффектно смотрятся и успешно справляются с корректировкой некоторых недостатков поверхности.

” >
Фото 4. Gnature 470 Bienenwachslasur для внутренних работ

Темные восковые составы имеют ряд плюсов:

  • Эффективно маскируют мелкие дефекты. Такая палитра визуально устраняет неровности и хорошо скрывает трещины.
  • Придает поверхности однородный вид, что особо актуально для деревянных изделий, которые были изготовлены из разных пород дерева.
  • Создает отличную базу для оформления интерьера в классическом стиле. Традиционная палитра наполняет пространство ноткой теплого спокойного уюта.
  • Более практичны по сравнению со светлыми отделочными материалами. Деревянная поверхность не требует постоянной чистки, так как небольшие пятна остаются практически незаметными.

” >
Фото 5. Темный воск

Актуальные оттенки восковых составов

Большой популярностью пользуется серый воск для древесины. При небольшой интенсивности цвета он оставляет заметным древесный рисунок, благодаря чему деревянная поверхность выглядит более необычной.

Светло-серые тона придают дереву спокойный, строгий вид. Такая палитра подойдет для оформления интерьера в стиле модерн, лофт или минимализм. Не менее эффектно выглядят оттенки со стальным блеском. Они являются нейтральными, поэтому хорошо комбинируются с яркими насыщенными красками. Серая и темно-серая палитра не утяжеляет интерьер, поэтому практически не имеет ограничений в применении. Она будет гармонично осмотреться как в большой, так и в маленькой комнате.

” >
Фото 6. Черный воск для дерева

Черный воск для древесины часто применяется для оформления классического интерьера. Насыщенная строгая палитра имеет несколько плюсов:

  • Органично сочетается как с теплыми, так и с холодными красками.
  • Подходит для отделки покрытий, предметов мебели и декора.
  • Смотрится очень сдержанно, поэтому может сочетаться с красочными элементами.
  • Превосходно маскирует все недостатки древесного материала, выключая неровности, трещины, пятна и небольшие щели.

Цветной воск для дерева: правила нанесения

Для равномерного распределения оттенка необходимо не только правильно выполнить колеровку, но и грамотно подготовить древесину к обработке. Восковое покрытие требует тщательной подготовки поверхности.

Читайте также:  Чем мыть кухню из дерева?

На первом этапе нужно удалить остатки старого покрытия. Для снятия лакокрасочного средства можно применять механический способ – эксцентриковую машинку. Смоляные карманы устраняются при помощи растворителя. После этого средство смывается теплой водой.

” > Фото 7. Белый воск для дерева

После снятия покрытия неизбежно остаются мелкие неровности поверхности. Их устраняют при помощи более мелкого абразива. На видео ниже вы увидите, какие этапы предварительной подготовки должно пройти дерево перед покраской:

Очень важно максимально очистить дерево от образовавшейся пыли. Наличие мелкого древесного мусора отрицательно скажется на качестве покрытия. Наносить воск можно только на сухую поверхность. Для достижения равномерного оттенка восковые составы могут наноситься в два слоя.

Вагонка штиль из ангарской сосны «Прима» 145 мм шириной, уложена вертикально по стенам. Предварительно была произведена покраска в цехе лаковой схемой Teknos, цвет TV-34. Очень интересное сочетание белого потолка и серых стен спальни.

Сегодня поговорим о не совсем обычном материале для оформления потолков – это вагонка штиль из кедра в сорте АВ. Переносимся в ЖК “Остров Эрин”. Для отделки помещений выпускается великое множество материалов, вкусовые пристрастия также разнообразны, но смеем вас уверить, лучше натурального дерева, ни чего быть не может!

Всем удачного дня и снова с вами компания ЛесоБиржа с новыми идеями и своими завершенными проектами. Сегодня выносим на обозрение внутреннюю отделку двухэтажного коттеджа в Тульской области СНТ “Романовские дачи” в светлых тонах из дорогостоящей, уникальной ангарской сосны.

Продолжая тему о материалах из натуральной древесины для отделки помещений, невозможно не упомянув еще одного, часто используемого представителя – это вагонка. Масштабы ее применения настолько обширны, что в случае их перечисления займет много времени и места.

Изготавливаем масляную морилку для тонирования изделий из дерева

Сейчас я покажу, какую я делаю масляную морилку. Я использую разные морилки и краски для тонировки: акварельную краску, строительную водную морилку, спиртовую морилку, жидко разведенный акрил, темперу и художественную масляную краску. И вот надо было мне затонировать двери. Они очень не новые, были покрашены белой малярной краской. Моя задача была снять этот слой краски и сделать просто тонированное дерево. Стала думать о тонирующих маслах. Пересмотрела все видео, что нашла, прочитала кучу форумов. Нашла в магазине тонированные масла и прочитала состав. В общем, творчество началось. Поняла, что что-то подобное могу сделать сама.

Маленький дисклеймер. Этот мастер-класс подойдет тем, у кого нет аллергии на скипидар, уайт-спирит, кого не тошнит от запаха льняного масла и алкидно-уретанового лака. У кого нет бронхиальной астмы. Нет, это не СДЯВ, без паники. Художники всю жизнь работают с этими веществами. Надо просто проветривать помещение. При больших объемах не увлекаться по нескольку часов подряд, а делать перерывы и выходить на улицу. Можно и в противогазе в виде маски с коробочками. Сейчас современные есть, очень удобные. К тому же, я здесь подобрала самые лучшие материалы, какие нашла. Сильного запаха от них нет.

Вот что у меня получилось в готовых изделиях.

Это старая дубовая дверь 50-х годов. Была закрашена белой малярной краской. Краску сняла. Это уже моя тонировка.

Тонирую другую дверь. Или сосна, или елка.

Это тоже самодельная морилка.

Чем мне нравится самодельная морилка, можно регулировать абсолютно все. Мы знаем компоненты, знаем их поведение и можем добавлять их как угодно.

Итак, что нам понадобится:

1. Льняное масло (любое: художественное лучше, но можно и из супермаркета). Масло высыхающее.

2. Художественная масляная краска Умбра натуральная. У меня «Ладога». (На 5 дверей у меня ушло полтора больших тюбика)

3. Заготовка деревянная. Затонируем ее. Слегка зашкурена, специально.

4. Уайт-спирит «Тиккурила». Пахнет хвоей. Нет технического ужасного запаха. Можно взять Пинен, аптечный скипидар, бензин, хоть эфирные масла. Это разбавитель.

5. Яхтный лак «Уника супер» полуматовый, «Тиккурила». Потому что в конце буду покрывать этим лаком. Чтобы не возникло конфликта между лаками. Можно взять любой, хоть ПФ. Но лучше импортные, они меньше пахнут, быстрее высыхают и прозрачнее.

6. Емкость любая, кисточка синтетическая и тряпочка.

Итак, выдавливаем краску см 4.

Добавляем примерно одинаковое количество льняного масла, уайт-спирита и лака. Вот тут свобода! Пропорции можно варьировать. Проверяла, высыхает в итоге при любых пропорциях. Разводила до состояния воды, молока, густой сметаны. Даже натирала просто краской из тюбика. Если нужно бледнее, то пожиже. Если надо, чтобы медленнее сохло при большой площади, то побольше масла и меньше лака. Льняное масло — это высыхающее масло. Если надо покрыть финишным цветным лаком, то больше лака и меньше масла с растворителем. Если надо насыщеннее, то можно просто масляной краской и немного масла, для удобства. Но если хотите, чтобы высыхало побыстрее (масло будет сохнуть дня 4-10), то надо добавить лака. Лак — это та алкидная система, которая быстрее полимеризует все это дело.

У меня вот такая жижа получилась:

Намазываем эту муляку на заготовку. В любом направлении, любой строительной кисточкой. Слой можно сделать потолще.

И оставляем на полчаса. Если сухо и жарко, то не более получаса. Если сыро и холодно, можно и на час.

Потом берем тряпку и снимаем с поверхности всю краску, которая снимется. В общем, вытираем. Все, что надо, впиталось и начало полимеризоваться. Вот такая шкатулочка получается.

Все, оставляем сохнуть на солнце и сквозняке. Первый слой готов. Потом, когда высохнет, я люблю сверху класть слой другой краски, чтобы тон стал сложнее. Точно так же развожу или пожиже, например, тио-индиго коричневую или краплак. Можно ультрамарин, марсы. Главное, чтобы краска была лессировочной, а не глухой, иначе просто все замажется поверх и не будет сложного цвета. Надо. чтобы они просвечивали, тогда будет тон, которого не добиться одной какой-то морилкой или краской.

Читайте также:  Как сделать лопатку для кухни из дерева?

Потом буду расписывать жостовской росписью. Сильно мелкой наждачкой дерево шкурить не надо, максимум 240. Иначе закроются поры и не примет раствор. Теперь заготовка будет сохнуть примерно дня 4. Потом покажу, как выглядит наложение других тонов. К тому же, надеюсь, у меня появится камера получше и смогу показать глубину тона. Никакими водными морилками и красками так не получается. Руки с кисточкой отмываем любым керосином-бензином.

Спасибо за внимание.

PS. Двери отлично стоят уже два года в сыром климате. Сверху покрыты двумя слоями такого же полуматового лака Уника. После полного высыхания никакого запаха и вреда нет. Краски и лаки становятся инертными.

Все, что нужно знать об отделке дерева льняным маслом

Льняное масло и олифа: разбираемся в понятиях

Льняное масло – натуральная субстанция, получаемая путем холодного или горячего отжима льняных семян. Чистое масло можно использовать как самостоятельное отделочное покрытие, но в необработанном состоянии оно неэффективно, из-за низкой способности к полимеризации (высыханию).

Говоря о пропитке дерева льняным маслом, как правило, подразумевают использование олифы. Это состав модифицированный термической обработкой и добавлением химических добавок, ускоряющих процесс полимеризации. Олифу еще называют «кипяченым» или «вареным» льняным маслом.

Особенности отделки сырым маслом и олифой

Обрабатывая деревянные изделия чистым льняным маслом, следует быть готовым не только к длительной сушке, которая может занимать до 3-х дней (на каждый слой), но и знать ряд важных особенностей. Сырой продукт активно впитывается в структуру дерева, поэтому покрытие древесины льняным маслом приходится производить в 5-7 и более слоев. Высыхая снаружи, оно плохо полимеризуется внутри, из-за чего сухое на вид изделие может еще долго оставлять масляные пятна. Воздействие ультрафиолета существенно ускоряет процесс сушки. На солнце обработанная древесина может высохнуть за 6-8 часов, но тон покрытия изменится: он станет желтоватым или даже слегка коричневым.

Олифа, благодаря высокой скорости полимеризации, обладает совершенно другими свойствами: быстро сохнет, не так активно впитывается, не изменяет свой цвет. Это делает ее более практичной в использовании. Вне зависимости от условий, ответ на вопрос сколько сохнет олифа однозначный – не более суток (при 20°C). Это выгодно отличает ее от сырого льняного масла. В дальнейшем говоря о данном типе отделки, мы будем подразумевать именно льняную олифу.

Где лучше применять такую отделку?

Пропитка дерева льняным маслом не обеспечивает твердой защитной пленки, устойчивой к царапинам и истиранию. Но этот вид декоративной отделки ценят за другое, прежде всего, – экологичность, антисептические свойства, способность подчеркнуть текстуру древесины и сохранить ее от растрескивания.

Льняную олифу применяют для отделки изделий использующихся внутри помещений. Она оптимальна для покрытия мебельных поверхностей, не подверженных интенсивному истиранию, деревянных стен и потолков. Ей обрабатывают деревянную посуду, разделочные доски, детские игрушки. В качестве декоративно-защитной отделки льняное масло уместно наносить на поверхность ценных пород дерева для максимального сохранения их естественных качеств.

Как покрыть дерево льняным маслом?

Подготовка. Масло наносится на сухую и отшлифованную поверхность. Влажность древесины должна составлять не менее 15%. Работы рекомендуют проводить при относительной влажности воздуха не более 80%. При нанесении состава на маслянистые породы древесины, подготовленную поверхность дополнительно протирают уайт-спиритом.

Нанесение. Для работы используют кисть, тампон или не ворсистую ткань. Состав равномерно распределяют на поверхности, и дают ему проникнуть в структуру дерева на протяжении 15-30 минут. Излишки масла, которые больше не впитываются, вытирают тряпкой или тампоном вдоль волокон. Во избежание образования пятен следите за равномерным распределением масла на поверхности.

Каждый новый слой наносят после полной полимеризации предыдущего с предварительным шлифованием. Количество необходимых слоев (в случае с олифой от 1 до 4) зависит от особенностей эксплуатации изделия и типа дерева (мелкососудистые породы требуют меньшего количества слоев из-за низкой впитываемости).

Как восстанавливать масляное покрытие?

Со временем поверхность, пропитанная льняным маслом, меняет свой цвет, начинает выглядеть суховатой или стирается. Данное покрытие недолговечно, но этот недостаток компенсируется простотой его восстановления. При нанесении повторного слоя масло спрячет все царапины и вернет внешнюю привлекательность древесины. При желании, льняное масло можно тонировать пигментами, достигая нужных цветовых оттенков. Для изделий не подверженных интенсивной эксплуатации процедуру восстановления проводят раз в два-три года.

Что такое масляный воск и как его приготовить самому?

Льняное масло с воском – эффективное декоративно-защитное покрытие, которое наделяет древесину высокими влагозащитными свойствами и повышает ее износоустойчивость. Пропитка добавляет поверхностям шелковистый блеск и подчеркивает естественные достоинства древесины. Подходит для обработки светлых и темных пород. Полностью натуральная пропитка оптимальна для отделки деревянных полов, лестниц, дверей, мебели и других предметов, подверженных интенсивному износу.

Льняное масло и воск для дерева не составит труда приготовить самостоятельно. Самый простой способ: в нагретое на водяной бане масло добавляют натертый пчелиный воск и доводят до однородной консистенции. Классическая пропорция по массе – 1:1. Соотношение воска и льняного масла можно варьировать, создавая составы различной степени вязкости: от густых мастик до жидких пропиток, проникающих глубоко в структуру древесины.

Как избежать самовозгорания?

Процесс окисления масла при контакте с воздухом сопровождается повышением температуры, что может привести к самовозгоранию паромасляных тряпок, тампонов, губок и т.д. Все расходники, которые использовались для вытирания льняного масла, перед утилизацией следует тщательно высушить в расправленном состоянии вне помещения, а лучше замочить в воде или же сразу сжечь. Для хранения диспенсера и других инструментов контактирующих с маслом используют герметичные контейнеры.